г. Москва, ул. М. Почтовая 12с1
м. Бауманская
офис 504

Виды неисправностей электродвигателя

24.06.2018

Виды неисправностей электродвигателя

На производстве и в быту широко используются электродвигатели. Но они не могут работать вечно. В этой статье рассказывается о видах и причинах возможных неисправностей, а также методах устранения и профилактики поломок.


Причины выхода из строя электродвигателей


Все неисправности можно условно разделить на две группы - выход из строя в результате неправильной транспортировки или хранения и поломки, появившиеся в период эксплуатации.


Неправильная транспортировка и хранение


Основной проблемой, появляющейся в этот период, является повышенная влажность, а тем более попадание электромашины под дождь. Это приводит к нарушению изоляции, а в более тяжёлых случаях к появлению внутри устройства и подшипников ржавчины.


Поэтому перед установкой такого аппарата необходимо провести его текущий ремонт и устранить обнаруженные проблемы:

· произвести внешний осмотр машины, изоляции на выводах и внутренних перемычках;

· проверить мегомметром состояние изоляции;

· проверить наличие смазки и состояние подшипников;

· в коллекторных двигателях постоянного и переменного тока, а также в асинхронных машинах с фазным ротором, определяется состояние коллектора или токосъёмных колец и щёток.


Все эти операции производятся на складе или в мастерской рядом с местом будущей установки. При невозможности устранения проблем электромашина отправляется на специализированное предприятие для проведения среднего ремонта.


Причины выхода из строя в период эксплуатации


В период эксплуатации основными причинами выхода из строя электромашины являются:

· Механический износ подшипников. Это происходит на протяжении всего срока службы, а так же вследствие повышенной вибрации и нерегулярной замены смазки. Для предотвращения таких ситуаций необходимо производить в полном объёме техническое обслуживание всех узлов и механизмов. Несвоевременное устранение неисправности ведёт к повышенной вибрации двигателя, перегреву подшипниковых щитов, износу посадочных мест подшипников и заклиниванию ротора.

· Разрушение корпуса, болтов и посадочных мест подшипников. Возникает из-за повышенной вибрации редуктора и плохой центровки электродвигателя. Необходимо немедленно устранить или заменить электропривод. Последствия аналогичны выходу из строя подшипников.

· Перегруз двигателя и работа трёхфазных устройств на две фазы. От этого защищают правильно настроенные тепловые реле. При отсутствии защиты аппарат перегреется свыше предельно допустимой температуры, что приведёт к выходу электромашины из строя.


Справка! В новых электродвигателях устанавливается датчик температуры, отключающий механизм при перегреве устройства. Его также можно дополнительно установить в двигатель старой модели.

Распространённые неисправности электродвигателей и методы их устранения


Все неисправности можно разделить на группы по месту их появления.

Признаки неисправностей обмоток, проводки и схемы управления


При проблемах в обмотках двигатель подлежит замене, а проводка и схема управления ремонтируются на месте:

· Ротор (якорь) не вращается, двигатель не гудит. Отсутствует напряжение в сети.

· То же, срабатывает защита. Короткое замыкание в проводах или в двигателе. Необходимо отсоединить машину от сети и проверить проводку. При отсутствии в ней К.З. устройство отправляется на ремонт.

· Двигатель не вращается, но гудит. Вместо трёх фаз приходит две. Исправить схему управления.

· Электромашина остановилась при работе. Сработала защита. Проверить тепловое реле и все блокировки.

· Двигатель не разгоняется до номинальной скорости вращения. Устройство перегружено или есть витковое замыкание в обмотках. Проверить ток токоизмерительными клещами. При перегрузке ток повышен во всех фазах и производится ремонт редуктора или регулировка исполнительного механизма. При витковом замыкании ток в одной фазе намного превышает остальные, и двигатель подлежит замене.

· Тоже, в машине с фазным ротором. Ток номинальный, неисправны сопротивления в цепи ротора, щёточный механизм или обрыв в роторе. Сопротивления и щётки отремонтировать или заменить. При обрыве в роторе необходим ремонт в специализированной организации.

· Аппарат гудит и дымит. Замыкание внутри обмоток. Необходима замена и капремонт машины.

· После нажатия кнопки "СТОП" аппарат работает. Неисправна схема управления. Отключить сеть автоматическим выключателем (не рубильником) и произвести ремонт.


Важно! При отключении рубильника под нагрузкой есть опасность возникновения электрической дуги и выгорания устройства.

Признаки неисправных подшипников

При неисправных подшипниках машина может работать какое-то время, но быстро выйдет из строя:

· Двигатель не вращается, но гудит, все фазы в наличии. Заклинён ротор или редуктор. Необходимо проверить напряжение и попытаться провернуть вал вручную - заклинённый двигатель не вращается, а при неисправном редукторе есть небольшой люфт. При разрушенном подшипнике без напряжения вал вращается нормально, а при включении ротор притягивается к статору. Аппарат разобрать и заменить подшипники.

· Греется и "стучит" подшипник. Вышел из строя или высохла смазка. Подшипник снять, при необходимости заменить полностью или смазку.


Механические неисправности


При разрушении корпуса или нарушении центровки муфты двигатель необходимо отключить, а проблемы немедленно устранить, иначе вместо центровки или среднего ремонта придется производить капитальный:

· Электродвигатель перегревается. Устройство перегружено или отсутствует вентиляция. Проверить ток и восстановить обдув машины.

· Повышенная вибрация. Неисправен редуктор, муфта или подшипники. Нарушена центровка. Отсоединить двигатель от редуктора, если вибрация пропала, то проверяется центровка и редуктор, если сохраняется, то производится средний ремонт электромашины.

· Разрушение лап машины, посадочного места подшипника, крепёжных болтов. Сильная вибрация. Устранить вибрацию, при необходимости произвести средний ремонт.


Виды ремонтов электромашин


Для предотвращения появления неисправностей следует проводить обслуживание и плановые ремонты электрооборудования согласно утверждённому графику.

Ремонты электромашин делятся на техническое обслуживание (ТО), текущий, средний и капитальный ремонты. Объём работ в каждом из этих видов работ определяется "Типовым положением о техническом обслуживании и ремонте (ТОиР) электрооборудования".


Техническое обслуживание


Это поддержание оборудования в рабочем состоянии между плановыми ремонтами. Проводится силами ремонтного и оперативно-ремонтного персонала.

Предусматривает следующие виды работ:

· осмотр;

· проверка нагрева;

· протирка от грязи;

· проверка изоляции;

· выявление неисправностей и их устранение.

Производится по утверждённому графику и в период простоя - обеденный перерыв, наладка, смена инструмента.


Текущий ремонт


Поддерживается рабочее состояние до среднего ремонта. Производится на месте установки или в мастерской. Включает в себя:

· комплекс работ по ТО;

· замена вышедших из строя узлов - подшипников и муфт;

· регулировка и проверка центровки.


Средний ремонт


При проблемах, которые невозможно устранить во время текущего ремонта производится средний ремонт. При этом производится:

· полная разборка;

· при необходимости замена подшипников;

· ремонт корпуса и вала;

· пропитка обмоток лаком;

· изоляция или замена выводов

Производится средний ремонт в специализированных мастерских и предприятиях.


Капитальный ремонт


Полное восстановление характеристик и параметров. Кроме комплекса работ среднего ремонта производится замена или ремонт обмоток электромашины.

Неисправности электродвигателя легче предотвратить, чем устранять их последствия. Для этого необходимо вовремя производить комплекс работ по обслуживанию механизма и оборудовать его необходимыми защитными устройствами.

      


Возврат к списку

Наверх ↑