г. Москва, ул. М. Почтовая 12с1
м. Бауманская
офис 504

Как проверить исправность электродвигателя?

Как проверить электродвигатель
05.09.2017

Проверка исправности по внешним признакам

Дать предварительную оценку техническому состоянию электромотора можно, проведя его внешний осмотр и проверку параметров.

При внешнем осмотре необходимо проверить:

  1. Целостность корпуса и опорных лап. Разрушение или трещины могут быть в результате отсутствия надежного крепления или дефектов внутренних частей.
  2. Отсутствие протекания смазки. Возможно в результате износа уплотнительных элементов.
  3. Наличие и цвет лакокрасочного покрытия. Должно быть однотонным. Смена цвета свидетельствует о перегреве двигателя во время работы.
  4. Работоспособность вентилятора.
  5. Рабочие параметры двигателя.

Рабочие параметры мотора можно проверить по характеристикам, указанным на табличке, прикрепленной на статоре.

Основными параметрами являются:

  • количество оборотов ротора за минуту;
  • мощность двигателя;
  • потребляемое напряжение;
  • сила тока;
  • тип статора.

Если внешний осмотр не выявил неисправностей, то необходимо проверить внутренние элементы электродвигателя. Основными из них являются статор и ротор. Статор составляет неподвижную часть, а ротор - подвижную. Их разделяют подшипники, которые расположены на концах вала ротора.

Проверка подшипников

Часто причиной поломки электродвигателя является неисправность подшипников.

Для электрических двигателей применяется два вида подшипников:

  1. Подшипники скольжения цилиндрической формы, изготовленные из латуни.
  2. Обычные шариковые подшипники.

Их смазка проводится через конструкционные каналы. В некоторых случаях, подшипники уже заполнены густой смазкой. Они монтируются в колокольные пазы на концах ротора. Подшипники в результате работы могут разрушиться, иметь сильный износ, их может заклинить. Причиной неисправности может быть отсутствие смазки, перегрев, загрязнение.

Для проверки их состояния необходимо:

  1. Отключить двигатель от системы электропитания.
  2. Одной рукой прокрутить ротор, а вторую положить на корпус двигателя. Во время прокрутки почувствовать рукой стопорение ротора или его трение. На слух определить посторонние звуки во время прокрутки ротора. Он должен вращаться плавно, равномерно, не вызывать особых усилий для вращения, не создавать посторонних звуков.
  3. Провести проверку продольного люфта. Для этого необходимо ротор потолкать вдоль оси в каждую из сторон. В технических характеристиках двигателя указана допустимая величина продольного люфта. Чем меньше люфт, тем это лучше для работы агрегата.

При обнаружении какой-либо неисправности в состоянии подшипника, его необходимо заменить. Если таковые неисправности отсутствуют, то необходимо провести проверку электрических частей мотора.

Проверка состояния обмоток электрического мотора

Техническое состояние и исправность обмоток рекомендуется проверять поэтапно.

Эти этапы позволяют детально проверить обмотки и включают:

Проверка состояния обмоток электрического мотора.jpg

  1. Проверка обмотки на короткое замыкание на корпус. При такой неисправности электрические моторы, которые имеют замкнутую обмотку, не будут функционировать. Включится автомат защиты цепи или перегорит предохранитель. 
  2. Проверка сопротивления. Проводится при помощи омметра. Прибор может быть стрелочный или цифровой. У стрелочного омметра перед проверкой обмотки необходимо провести обнуление. Для этого два щупа нужно соединить друг с другом и выставить стрелку на ноль. Для проверки сопротивления один щуп прибора необходимо прикрепить к винту заземления двигателя, вторым щупом поочередно касается контактов электромотора. Выдаваемые величины должны совпадать с характеристиками мотора.
  3. Проверка обмотки на обрыв или короткое замыкание. Проводится по аналогичному принципу. После обнуления прибора, на самом маленьком диапазоне щупы поочередно крепятся к обмоткам. Чтобы не ошибиться, рекомендуется во время проверки пользоваться схемой двигателя. Показатель высокого сопротивления свидетельствует о том, что в обмотке обрыв или короткое замыкание. Двигатель работать не будет. Самостоятельный ремонт в таком случае не целесообразен, лучше сдать электромотор в мастерскую.
  4. Исправность щеток. Они установлены в коллекторных моделях электродвигателей и имеют определенную степень износа. При остаточной высоте щетки менее 1.0 см двигатель может перестать работать. Необходимо выкрутить отработанную щетку и вставить новую.

Советы

Чтобы повысить период эксплуатации и износостойкость электрических моторов, рекомендуется учесть некоторые советы.

Они заключаются в следующем:

  1. Пусковой конденсатор. Устанавливается на некоторых моделях и защищен металлической накладкой. Визуально можно определить наличие деформации, утечку смазки, наличие гари на его корпусе. Рабочее состояние проверяется омметром, увеличивая сопротивление с минимума. Если сопротивление не поднимается, то деталь необходимо заменить.
  2. Задняя часть картера. В этом месте расположены переключатели и реле. Необходимо провести проверку контактов. При необходимости, очистить от нагара и грязи.
  3. Вентилятор. Должен быть надежно закреплен. Защитную решетку необходимо очистить от грязи и мусора. Это обезопасит двигатель от перегрева.
  4. Соответствие электромотора рабочей среде. Помещение, в котором планируется монтаж двигателя, должно соответствовать его характеристикам.

Вывод

Приобрести новый двигатель не всегда представляется возможным. Диагностику, поиск неисправностей и замену поврежденных элементов можно провести самостоятельно.


Возврат к списку

Наверх ↑