г. Москва, ул. М. Почтовая 12с1
м. Бауманская
офис 504

Как проверить электродвигатель?

Как проверить электродвигатель?
13.10.2020

Когда и для чего выполняют испытания изоляции двигателей

Проверку состояния изоляции электродвигателя необходимо выполнять перед его пуском в работу. Неисправность изоляции обмоток приводит к срабатыванию пусковой защиты, может вызвать повреждение моторного кабеля и двигателя. Работа неисправного оборудования нередко приводит к повреждениям линий электроснабжения, технологического оборудования, вызывает возгорание, может явиться причиной несчастного случая.
Рекомендуется периодически подвергать испытаниям не только устройства, находящиеся в работе, но и установки, используемые в работе после длительных простоев, выполнения ремонтов, замены подшипников. Новые электродвигатели также проверяются перед включением.
В паспорте двигателя указывается измерительное напряжение при проверке обмоток на электрическую прочность.

Меры безопасности перед началом работ

Существует множество вариантов прозвонить электродвигатель. Общее правило для всех способов – перед выполнением испытаний двигатель должен быть отключен от сети электропитания.
Перед началом испытаний визуально оценивается внешний вид электродвигателя. Изделие бракуется, если имеются механические повреждения станины, монтажных лап, подшипниковых щитов, клеммной коробки. При необходимости выполняется чистка поверхностей ребер охлаждения статора.
Для обеспечения корректных показаний измерительного прибора, необходимо отсоединить питающий кабель электродвигателя. На аппарат коммутации, включающий двигатель в работу, вывешивается предупредительный плакат. Дополнительно безопасность обеспечивается механической блокировкой узла подачи напряжения.
В качестве измерительных приборов применяются:
- цифровые мультиметры;
- мегомметры;
- испытательные стенды электротехнических лабораторий;
- тестеры.

Испытания изоляции двигателей мультиметром и тестером

Наиболее быстро определить состояние изоляции можно мультиметром или тестером. Проводить испытания с помощью этих приборов может один человек.
Открыв крышку клеммной коробки двигателя, проверяют схему подсоединения обмоток. Мультиметр переводится в режим омметра. Поочередно прикасаясь щупами прибора к выводным фазным контактам двигателя, определяют разность показаний. Межвитковое замыкание обмоток определяется сравнением замеренных значений с паспортными данными оборудования.
Если измеренные показания не совпадают, схема соединения разбирается, обмотки разъединяются и вызваниваются по отдельности. На наличие межвиткового замыкания указывает малое значение сопротивления обмотки или его полное отсутствие.
Статорные обмотки прозваниваются между собой и на корпус двигателя. В случае отсутствия сопротивления между обмотками и корпусом, электродвигатель отправляется на перемотку.
Соединение выводов обмоток у некоторых моделей двигателей подключается на корпус. Поэтому перед проведением испытаний необходимо уточнить схему подключения отводов.


Испытания изоляции мегомметром

Проверка состояния изоляции с помощью тестера или мультиметра не всегда позволяет определить точные показания. Погрешность измерения зависит от класса прибора, состояния и емкости аккумулятора или элементов питания.
Наибольшее распространение получил способ измерения сопротивления обмоток двигателя с помощью мегомметра.
При выполнении испытаний мегомметром необходимо соблюдать меры безопасности. Замеры с помощью этого прибора должны выполнять два человека. На промышленных предприятиях подобные испытания выполняют по специально оформленному бланку наряда-допуска.
Рекомендуется следующий порядок проведения испытаний мегомметром:
• устанавливается предел измерения. Для начала во избежание «зашкаливания», мегомметр выставляют на максимальное измеряемое значение;
• открывается клеммная крышка и проверяется отсутствие напряжения на электродвигателе;
• отсоединяется питающий кабель;
• подсоединяются клеммы прибора к обмоткам двигателя согласно инструкции, прилагаемой к мегомметру;
• нажимают кнопку «высокое напряжение» или вращают ручку индукторного мегомметра продолжительностью и со скоростью, указанной в паспорте мегомметра;
• фиксируют измеренное значение величины сопротивления;
• последующие измерения производят после возвращения стрелочного индикатора в нулевое положение на шкале прибора;
• по окончанию измерений, выполняют разряд мегомметра, путем наложения заземления на его клеммы.
Если в результате испытаний сопротивление изоляции будет незначительно ниже эксплуатационных характеристик, нужно выполнить разборку двигателя с дальнейшей сушкой обмоток статора. В зависимости от габаритов и условий, в качестве сушильного оборудования применяют тепловые пушки, электрические ТЭНы или лампы накаливания.
После чего испытания повторяют. При повторных неудовлетворительных показателях двигатель отправляют в ремонт.

Испытание оборудования в электротехнической лаборатории

Испытания в лабораторных условиях позволяют комплексно проверить состояние электродвигателя. Стендовые испытания дают полную оценку состояния не только изоляции, но и технических характеристик.
Недостатком такого способа является большой временной промежуток, в течение которого проводятся замеры. Это связано с процедурами выполнения демонтажных, транспортных, настроечных (в условиях лаборатории) и испытательных мероприятий. К тому же, после испытания на стенде, требуется обратная транспортировка, установка, подключение оборудования.
К услугам электротехнических лабораторий преимущественно обращаются для выполнения экспертизы, связанной с расследованиями инцидентов, аварийных ситуаций, несчастных случаев при эксплуатации оборудования.

Возврат к списку

Наверх ↑