г. Москва, ул. М. Почтовая 12с1
м. Бауманская
офис 504

Обкатка электродвигателя

07.06.2018

После ремонта электродвигателя обязательно проводятся его приёмосдаточные испытания. Этот процесс ещё называется "обкатка электродвигателя".


Такие испытания проводятся для новых электрических машин, а также после ремонта и модернизации. Порядок обкатки определяется ПУЭ (правилами устройства установок)


Внимание! Этот процесс не имеет ничего общего с обкаткой двигателя внутреннего сгорания, при которой происходит притирка движущихся частей.


Зачем нужна обкатка электродвигателей


Обкатка электрических машин необходима для проверки исправности устройства, готовности к эксплуатации и прогнозирования продолжительности работы машин всех типов до следующего ремонта.


Осмотр электрических машин


Испытания любых электрических машин начинаются с внешнего осмотра. В случае обнаружения неисправностей, они подлежат устранению, после чего производится осмотр производится повторно. При этом оцениваются следующие параметры:


  • наличие и исправность всех частей аппарата, проверка которых возможна без разборки механизма;
  • правильность сборки;
  • соответствие паспортных данных и проектной документации. При проверке и испытаниях электромашин необходимо обратить внимание на параметры, нарушение которых может привести к быстрому выходу аппарата из строя:
  • Проверка мегомметром сопротивления изоляции.
  • Испытание изоляции повышенным напряжением частотой 50Гц. Длительность проверки - 1 минута.
  • Тоже, постоянным напряжением.
  • Проверка величины расстояния между статором и ротором. Величина зазора должна соответствовать конструкции машины, величина отклонениями не более 10%.
  • Измерение величины осевого разбега ротора.
  • При наличии воздухоохладителя он испытывается гидравлическим давлением в течение 10 минут.

Исправный аппарат допускается к испытаниям в режиме холостого хода и под нагрузкой.


Обкатка на холостом ходу 


Этот вид испытаний обязателен при сдаче в эксплуатацию двигателей всех типов после ремонта. Фазный ротор в асинхронном электродвигателе с фазным ротором при этом закорачивается.


Электромашина подключается к сети без нагрузки на период, достаточный для нагрева и до установившейся температуры. Необходимое время работы зависит от номинальной мощности электродвигателя - чем двигатель больше, тем дольше происходит нагрев. При проведении типовых испытаний период работы увеличивается в два раза.


Во время обкатки в цепи каждой фазы подключаются амперметры, разность показаний которых не должна превышать 5%. Сами показания не должны меняться весь период обкатки. Эти изменения указывают на неисправности - витковые замыкания обмоток, подклинивание подшипников, а в электромашинах с фазным ротором на плохое прилегание щёток.


Нагрев подшипников не должен отличаться друг от друга превышать допустимые температуры:

  • в подшипниках качения - 70°С;
  • в подшипниках скольжения - 60°С;
  • температура масла - 50°С.

Испытания после капитального ремонта

Нормативные документы предусматривают два вида обкатки после капремонта - типовые испытания и контрольные.


Типовые испытания


Такая обкатка проводится по программе, включающей в себя все виды проверок новых электродвигателей. Это способствует выявлению недостатков и повышает надёжность работы в послеремонтный период.


Такие испытания обязательны для электромашин после капремонта, при котором были изменены паспортные данные - мощность, число оборотов, напряжение и другие.


Для асинхронных электродвигателей перечень типовых испытаний включает в себя обкатку при повышенных оборотах, проверку на нагрев, измерение КПД, мощности и расчёт скольжения. Во время испытаний под нагрузкой производятся проверки при краткосрочных токовых перегрузках, измеряются максимальный момент вращения, ток запуска и вибрация.


Послеремонтная проверка двигателей постоянного тока аналогична испытаниям асинхронных машин, но включает в себя дополнительные пункты:


  • измеряется скоростная характеристика при повышении числа оборотов снижением тока в обмотке возбуждения и понижении, уменьшением питающего напряжения;
  • проверка нагрева при работе под нагрузкой и в режиме холостого хода;
  • измеряется КПД в различных режимах;
  • определяется зона безыскровой коммутации,
  • проверка качества коммутации;
  • измеряется уровень вибрации.

Контрольная обкатка


Если ремонт не сопровождался изменением параметров электромашины или её конструкции, то обкатка производится в виде контрольных испытаний, программа которых включает в себя только часть типовой проверки:


  • мегомметром определяется сопротивление изоляции всех обмоток между собой и каждой из них относительно корпуса;
  • испытание повышенным напряжением рабочей частоты;
  • проверка прочности межвитковой изоляции;
  • обкатка электромашины в режиме холостого хода.

Проверочные напряжения при текущем ремонте составляют 80% от нормы испытаний после капремонта.


Информация! При текущем ремонте электродвигателей, в отличие от капитального, замена обмоток не производится .


Кроме того, измеряется активное сопротивление обмоток, зазоры между статором и ротором, зазоры в подшипниках или осевой разбег. При контрольной обкатке машин постоянного тока производится проверка вращения при повышенном числе оборотов, измеряется скорость вращения в режиме холостого хода и параметры электродвигателя при перегрузке.


Обкатка электромашин позволяет проверить качество ремонта и продлить межремонтный период.


Возврат к списку

Наверх ↑