г. Москва, ул. М. Почтовая 12с1
м. Бауманская
офис 504

Обкатка электродвигателя

Обкатка электродвигателя
07.06.2018

После ремонта электродвигателя обязательно проводятся его приёмосдаточные испытания. Этот процесс ещё называется "обкатка электродвигателя".


Такие испытания проводятся для новых электрических машин, а также после ремонта и модернизации. Порядок обкатки определяется ПУЭ (правилами устройства установок)


Внимание! Этот процесс не имеет ничего общего с обкаткой двигателя внутреннего сгорания, при которой происходит притирка движущихся частей.


Зачем нужна обкатка электродвигателей


Обкатка электрических машин необходима для проверки исправности устройства, готовности к эксплуатации и прогнозирования продолжительности работы машин всех типов до следующего ремонта.


Осмотр электрических машин


Испытания любых электрических машин начинаются с внешнего осмотра. В случае обнаружения неисправностей, они подлежат устранению, после чего производится осмотр производится повторно. При этом оцениваются следующие параметры:


  • наличие и исправность всех частей аппарата, проверка которых возможна без разборки механизма;
  • правильность сборки;
  • соответствие паспортных данных и проектной документации. При проверке и испытаниях электромашин необходимо обратить внимание на параметры, нарушение которых может привести к быстрому выходу аппарата из строя:
  • Проверка мегомметром сопротивления изоляции.
  • Испытание изоляции повышенным напряжением частотой 50Гц. Длительность проверки - 1 минута.
  • Тоже, постоянным напряжением.
  • Проверка величины расстояния между статором и ротором. Величина зазора должна соответствовать конструкции машины, величина отклонениями не более 10%.
  • Измерение величины осевого разбега ротора.
  • При наличии воздухоохладителя он испытывается гидравлическим давлением в течение 10 минут.

Исправный аппарат допускается к испытаниям в режиме холостого хода и под нагрузкой.


Обкатка на холостом ходу 


Этот вид испытаний обязателен при сдаче в эксплуатацию двигателей всех типов после ремонта. Фазный ротор в асинхронном электродвигателе с фазным ротором при этом закорачивается.


Электромашина подключается к сети без нагрузки на период, достаточный для нагрева и до установившейся температуры. Необходимое время работы зависит от номинальной мощности электродвигателя - чем двигатель больше, тем дольше происходит нагрев. При проведении типовых испытаний период работы увеличивается в два раза.


Во время обкатки в цепи каждой фазы подключаются амперметры, разность показаний которых не должна превышать 5%. Сами показания не должны меняться весь период обкатки. Эти изменения указывают на неисправности - витковые замыкания обмоток, подклинивание подшипников, а в электромашинах с фазным ротором на плохое прилегание щёток.


Нагрев подшипников не должен отличаться друг от друга превышать допустимые температуры:

  • в подшипниках качения - 70°С;
  • в подшипниках скольжения - 60°С;
  • температура масла - 50°С.

Испытания после капитального ремонта

Нормативные документы предусматривают два вида обкатки после капремонта - типовые испытания и контрольные.


Типовые испытания


Такая обкатка проводится по программе, включающей в себя все виды проверок новых электродвигателей. Это способствует выявлению недостатков и повышает надёжность работы в послеремонтный период.


Такие испытания обязательны для электромашин после капремонта, при котором были изменены паспортные данные - мощность, число оборотов, напряжение и другие.


Для асинхронных электродвигателей перечень типовых испытаний включает в себя обкатку при повышенных оборотах, проверку на нагрев, измерение КПД, мощности и расчёт скольжения. Во время испытаний под нагрузкой производятся проверки при краткосрочных токовых перегрузках, измеряются максимальный момент вращения, ток запуска и вибрация.


Послеремонтная проверка двигателей постоянного тока аналогична испытаниям асинхронных машин, но включает в себя дополнительные пункты:


  • измеряется скоростная характеристика при повышении числа оборотов снижением тока в обмотке возбуждения и понижении, уменьшением питающего напряжения;
  • проверка нагрева при работе под нагрузкой и в режиме холостого хода;
  • измеряется КПД в различных режимах;
  • определяется зона безыскровой коммутации,
  • проверка качества коммутации;
  • измеряется уровень вибрации.

Контрольная обкатка


Если ремонт не сопровождался изменением параметров электромашины или её конструкции, то обкатка производится в виде контрольных испытаний, программа которых включает в себя только часть типовой проверки:


  • мегомметром определяется сопротивление изоляции всех обмоток между собой и каждой из них относительно корпуса;
  • испытание повышенным напряжением рабочей частоты;
  • проверка прочности межвитковой изоляции;
  • обкатка электромашины в режиме холостого хода.

Проверочные напряжения при текущем ремонте составляют 80% от нормы испытаний после капремонта.


Информация! При текущем ремонте электродвигателей, в отличие от капитального, замена обмоток не производится .


Кроме того, измеряется активное сопротивление обмоток, зазоры между статором и ротором, зазоры в подшипниках или осевой разбег. При контрольной обкатке машин постоянного тока производится проверка вращения при повышенном числе оборотов, измеряется скорость вращения в режиме холостого хода и параметры электродвигателя при перегрузке.


Обкатка электромашин позволяет проверить качество ремонта и продлить межремонтный период.


Возврат к списку

Наверх ↑