Выбор двигателя постоянного тока
Двигатели постоянного тока – электрические машины, преобразующие электроэнергию в механическую. Благодаря своим преимуществам, такие двигатели широко используют в качестве привода, исполнительных механизмов, инструментов, промышленного оборудования, тяги электрического транспорта и так далее. Чтобы правильно подобрать электрическую машину, необходимо ознакомиться с конструкцией двигателей, их классификацией и другими особенностями.
Конструкция
Двигатель такого типа состоит из 3-х основных частей:
- Статора. Это неподвижная часть, состоящая из корпуса и электромагнитов (полюсов), которые создают магнитный поток.
- Якоря или ротора. Вращающаяся часть состоит из вала, электромагнитов. Магнитный поток, создаваемый якорем, взаимодействует с магнитным потоком ротора, благодаря чему ротор вращается.
- Коллектора. Этот узел предназначен для изменения направления тока в роторных катушках.
Виды электрических машин постоянного тока
По способу возбуждения различают:
- Двигатели с постоянными магнитами. Такие электрические машины обычно маломощны, основная сфера их применения микроприводы.
- Электрические машины с последовательным возбуждением. Эти электродвигатели применяют для электротранспорта, подъемных механизмов и так далее.
- Электродвигатели с последовательным возбуждением. Их используют в качестве привода станков, промышленного оборудования, не требующего большого тягового усилия.
- Двигатели с независимым возбуждением. Такие электродвигатели устанавливают на оборудование, требующее регулировки характеристик.
- Электромашины со смешанным возбуждением. Эти двигатели имеют 2 обмотки, одна из которых включена последовательно в цепь ротора, вторая параллельно.
По конструкции различают коллекторные и бесколлекторные электромашины. В последних роль коллекторно-щеточного узла выполняет инвертер.
Выбор двигателей
Чтобы правильно подобрать электродвигатель, необходимо знать:
- Данные об эксплуатационных условиях.
- Частоту включений и выключений.
- Целевое назначение и вид оборудования или исполнительного механизма, для которого нужен привод.
- Величину пускового момента на валу оборудования.
- Диапазон скорости вращения вала оборудования.
- Максимальную мощность для оборудования с продолжительным режимом работы или изменение мощности в зависимости от времени для механизмов с переменной нагрузкой.
- Способ соединения с валом оборудования (если сочленение осуществляется через редуктор, необходимо знать передаточное число).
- Диапазон скоростей вращения вала оборудования.
- Требования к регулированию скорости вращения.
Влагопылезащищенность (IP), класс изоляции, климатическое исполнение, категория взрывозащищенности электрической машины должны соответствовать условиям ее эксплуатации.
Частота включений, реверсирования и выключений также имеет большое значение. Характер нагрузки, для которой сконструирован двигатель, обозначается буквой S и цифрой от 1 до 8. Электрические машины с маркировкой S 1 служат для продолжительной работы, S 2 для кратковременной и так далее.
Выбор мощности двигателя постоянного тока делают, исходя из номинальной мощности оборудования и ее изменения во время работы.
В зависимости от режима работы механизма мощность электрической машины рассчитывают по одной из трех методик:
- Для продолжительно работающих механизмов.
- Для оборудования, работающего в повторно-кратковременном режиме.
- Для кратковременно работающих механизмов.
Кроме того, для выбора электрических машин для определенного вида оборудования или механизмов существуют свои расчетные методики. Ознакомиться с ними можно в любом электротехническом справочнике.
Высоту оси вала, виброустойчивость, способ монтажа, способ охлаждения электродвигателя выбирают, исходя из типа и целевого назначения оборудования.
Важными критериями выбора являются коэффициент полезного действия и класс энергоэффективности электродвигателя постоянного тока. Целесообразно подобрать энергосберегающую электрическую машину с высоким к.п.д. Такие двигатели потребляют меньше электроэнергии при той же мощности.