г. Москва, ул. М. Почтовая 12с1
м. Бауманская
офис 504

Тормоз электродвигателя

13.04.2021

Зачем электродвигатель оснащается тормозом?

Промышленные несинхронные двигатели часто подключаются, используя преобразователь частоты. Он замедляет и тормозит привод. Но проще применить специально установленный двигатель с электромеханическим (электромагнитным) тормозом. Дело в том, что частотник удерживает ротор, делая его неподвижным лишь на короткое время, а обмотка электропривода нагревается. Электродвигатель с тормозом быстро останавливает привод и удерживает без движения долгое время. Это позволяет безопасно работать оборудованию.
Особенно актуально применение электродвигателей с тормозом для грузоподъёмного оборудования — кранов, лифтов, эскалаторов, линий упаковки, талий. Кроме того, широкое применение они находят там, где требуется практически моментально остановить механизм за установленное время — например, на станках обработки дерева и металлов.

Принцип действия тормоза промышленного электродвигателя

Указанная выше заторможенность электродвигателя в выключенном или остановленном состоянии определяется тем, что нажим пружин в виде тарелок на якорь действует на диск тормоза. Момент тормоза определяется площадью накладок и силой, с которой они прижимаются. Поэтому происходит остановка вала.
Катушка при подаче тока создаёт магнитное поле, оно в свою очередь притягивает якорь, который освобождает диск тормоза. После этого электровал двигателя вращается. Ручное торможение эффективно справляется с пусками и остановками.

Особенности конструкции электромагнитного тормоза

Какое бы напряжение не подавалось на тормоз электродвигателя, у него будет следующая конструкция:
  • электромагнит в виде стального корпуса с одной или несколькими катушками;
  • якорь, в котором поверхность с защитой от колебаний соприкасается с диском — это исполнительный элемент электромагнитного тормоза;
  • диск тормоза оснащён подвижными накладками и перемещается по зубчатой втулке, закреплённой на приводе в состоянии торможения или на валу двигателя;
  • пружины для прижима и система настройки пружинного момента.

Какие бывают тормоза электродвигателя?

Буква «Е» после количества полюсов означает «Электродвигатель с тормозом общего назначения».
У некоторых электродвигателей в маркировке присутствует буква «Е2». Это — электродвигатель с тормозом, который растормаживается вручную. Маркировка «ЕН» означает независимое питание тормоза, отсутствие буквы «Н» — общее питание.
При этом подаваемый ток может быть постоянным или переменным.
В случае подачи постоянного тока имеет место комплектация выпрямителем, у него может быть четыре или шесть контактов. Переключение может быть как на стороне переменного тока, так и на стороне постоянного. В первом случае поле магнита падает медленно, поэтому при постепенном срабатывании тормоза идёт медленный рост тормозного момента.
При переключении на стороне постоянного тока между выпрямителем и электромагнитом происходит быстрая редукция магнитного поля и увеличение тормозного момента. Из-за скачков высокого напряжения начинается искрение контактов защищённых выпрямителей. Защита исключает поломку оборудования.

На что обратить внимание?

Комплектация электродвигателя с тормозом может быть различной. Поэтому выделим моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе.
1. Момент статики.
2. Момент динамики.
3. Момент срабатывания.
4. Ресурс накладок. Этот параметр особенно важен, если пуск и остановка двигателя происходят регулярно.
Если растормаживание предусматривается ручное, рекомендуем модели со специальной ручкой.

Обслуживание тормоза электродвигателя

Со временем электромеханическое устройство подвергается износу, поэтому ему необходимо техническое обслуживание. Регулярная проверка зазора тормоза на предмет соответствия заданным производителем значений, тщательная проверка фиксации крепежа гаек и шпилек, использование фиксатора резьбы позволят продлить срок эксплуатации.
Таким образом, тормоз электродвигателя — сложный механизм, требующий регулярного технического обслуживания и позволяющий производить мгновенную остановку двигателя за счёт создания магнитного поля.


Возврат к списку

Наверх ↑